В связи с последними событиями все больше людей интересуются понятием национализации и его возможными последствиями. Этот термин часто связывают с действиями большевиков в начале их власти, но стоит отметить, что и власти других государств также применяли национализацию в разные моменты истории. В любом случае, у этого действия есть свои преимущества и недостатки. В данной статье мы объясним, что представляет собой национализация, проанализируем ее сильные и слабые стороны, а также обсудим вероятность внедрения этого процесса в 2023 году.
Понятие национализации
Национализация – это процесс перехода частного имущества в государственную собственность на условиях безвозмездной передачи, а также полной или частичной оплаты.
Экономические и политические условия могут определять особенности национализации. Например, она может проводиться исходя из соображений целесообразности. Рационально отдавать в собственность государства предприятия, которые требуют больших вливаний капиталов или не являются экономически эффективными.
Кроме того, решение о национализации может приниматься с целью смягчения социальной политики, усиления обороноспособности государства. Она зависит и от политических задач страны.
Различают частичную и глобальную национализацию. При частичной в пользу государства переходит часть акций предприятия или отдельные отрасли производства.
Глобальная – это передача под государственный контроль активов всех субъектов хозяйствования. Национализация закреплена в Хартии экономических прав и обязанностей государств от 1974 г. как право государства.
В законодательстве многих стран определено, что такое национализация. Ее представляют как инструмент экономики, который используют для общественного блага. Проводится национализация на основании специального акта госоргана, компетентного в этой сфере. Собственнику активов выплачивается компенсация.
Экстерриториальное действие закона о национализации обеспечивает его признание за пределами государства. В то же время все вопросы и претензии других стран, чьи интересы могут быть затронуты, решаются через подписание международных соглашений.
Национализация не равна социализации. Последняя представляет собой переход средств и результатов производства в коллективную собственность, причем сохраняется действие всех хозяйственных процессов. Конфискация как мера наказания не используется. Не применяется и секвестр в качестве запрета на использование имущества в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Минусы и плюсы национализации
Недостатки:
- Если направление развития компании определено политикой, а не экономикой, ресурсы могут распределяться и использоваться неэффективным способом.
- Национализированные предприятия порой не в состоянии выдавать высокую производительность. Это часто объясняется неэффективным управлением. Отсюда невысокие доходы и общий невысокий уровень результативности.
- Компании, находящиеся под государственным контролем, нередко порождают коррупцию.
- Государственное управление национализированным бизнесом подавляет частную инициативу, которая не может проявляться в полной мере из-за отсутствия конкуренции.
- Невозможность конкурировать с государственными компаниями частным предприятиям может привести к росту цен и усилению иностранных производителей. Например, нефтяная отрасль находится в руках государства, что тормозит развитие частного сектора и внедрение инноваций.
Преимущества:
- Целесообразность в условиях растущей безработицы или уменьшения иностранных инвестиций.
- Защита отраслей, стратегически важных для страны. В некоторых случаях частные компании и иностранные инвесторы не являются гарантом безопасности стратегически важного бизнеса.
- Стабильность в обеспечении основными услугами. Если, например, водоснабжение в частных руках, то граждане рискуют не получить качественную услугу. Государственный контроль обеспечивает бесперебойность и эффективность поставок.
- Ликвидация монополии. Переход частных и иностранных предприятий в государственную собственность позволяет устранить подавляющую частную монополию.
- Обеспечение и сохранение общественных интересов. Государство через национализацию имущества предприятий может приносить больше пользы своему народу по сравнению с частными владельцами. Кроме того, повышается уровень удовлетворенности общества и сокращение дисбаланса в средствах производства.
- Мобилизация капитала. Национализация бизнеса стимулирует появление крупного капитала для реализации солидных инвестиций.
Цели и условия для национализации
Проведение национализации невозможно без предварительного изменения расходной части бюджета. Руководство страны, затевая процесс передачи частной собственности, стремится достичь таких целей:
- удержать под своим контролем те отрасли и предприятия, которые имеют стратегическое значение для безопасности государства и не могут развиваться в частных руках из-за высокой фондоемкости, низкой рентабельности или финансовых рисков;
- проводить экологическую политику так, как это требует законодательство;
- лишить иностранного администрирования объекты, важные для суверенитета государства, через национализацию активов вывести их в сферу государственного влияния.
- реализовать структурное преобразование народнохозяйственного комплекса, если это не было сделано частными собственниками;
- оградить потребителей от нарушений их прав частными монополистами;
- остановить отток финансов из страны, который противоречит законодательству;
- гарантировать выполнение социально-экономических планов и мероприятий.
- предусмотреть действия государства в отношении денежных и имущественных ресурсов на случай ЧС;
Решение о национализации принимается с учетом ряда аргументов. Сохранение экономической и политической госбезопасности – одно из самых важных обстоятельств. Имеет значение и поддержание экологической безопасности.
Частный сектор работает с прицелом на получение быстрой прибыли, поэтому инвестирование с ожиданием отложенного результата часто не входит в сферу интересов собственников таких предприятий.
Реализация общественных и социально значимых благ становится для них просто не выгодна. Чтобы решить текущие проблемы таких компаний и достичь стратегических целей, государство проводит национализацию как наиболее оптимальный выход из сложившейся ситуации.
В расчет также принимаются экономические факторы. Компании, входящие в производственную или социальную сферу и важные для обслуживания общественных нужд, национализируются, если они находятся на грани банкротства.
В качестве претендентов на национализацию можно назвать и предприятия, которые являются монополистами на некоторые товары и услуги. Если политика компании не предусматривает общественных интересов, а руководство в обход закона пытается вывести прибыли и активы за границу, то государство вправе перевести такую собственность под свой контроль.
Не исключена национализация иностранных предприятий. В первую очередь это касается ранее приватизированных с привлечением зарубежного капитала объектов. Государство заинтересовано в возвращении таких предприятий, расположенных на его территориях, обратно в свою собственность.
Законодательство регулирует процедуру проведения национализации. В мировой практике определены следующие условия для возвращения объектов в госсобственность:
- как мера наказания за совершение преступлений против государства (например, Франция забрала себе собственность людей, работавших на фашистов);
- национализация с полным возмещением стоимости объекта и всех возможных издержек, которые могут возникнуть в процессе перехода (например, проведение экономических реформ в Индии в середине ХХ века);
- национализация с частичным возмещением стоимости, которая, как правило, ниже рыночной стоимости объектов. Это условие соответствует интересам общества и опирается на Конвенцию по правам человека.
Возмещение стоимости и убытков может проходить разными путями. Например, возможны денежные выплаты. Либо предоставление государственных облигаций на некоторый срок, если стороны договорились о такой форме возмещения.
Также могут быть предложены налоговые льготы разного срока действия. Все варианты выплат компенсаций, их размер, условия и формы определяются действующим законодательством государства.
Вероятность национализации в России в 2023 году
События на Украине спровоцировали уход некоторых зарубежных компаний с российского рынка. На фоне этого секретарь генсовета фракции «Единая Россия» Андрей Турчак предложил национализировать в пользу государства их объекты собственности.
Западные санкции, по мнению политика, привели к противостоянию, в котором участвуют не только правительства разных стран, но и частные компании. Это несет угрозу российскому обществу, так как в одночасье оказались уволенными тысячи рабочих.
Суть такой национализации, со слов Турчака, в том, чтобы поддержать экономику, отечественное производство и сохранить рабочие места.
Политик подчеркивает, что это крайняя мера, но задача государства – защищать людей. «Единая Россия» видит возможным национализацию производств компаний, которые на время проведения специальной военной операции на Украине ушли с российского рынка и закрыли свои производства. Эти действия иностранных предприятий можно расценивать как предумышленное банкротство.
Также Турчак добавил, что нельзя оставлять без внимания действия недружественных России государств, направленных против ее граждан, и жесткие ответные меры обязательно последуют.
Telegram-канал партии «Единая Россия» сообщил, что второй пакет мер поддержки экономики согласован с правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Среди них – один из механизмов национализации в пользу России имущества иностранных компаний.
Этот законопроект допускает внешнее управление этими организациями по постановлению суда, если 25 % составляют иностранные собственники из недружественных стран. Это позволит предотвратить банкротство и избежать безработицы.
В сообщении фракции говорится, что за собственником оставляется право в течение пяти дней возобновить деятельность и отказаться от внешнего управления либо продать свою долю с условием сохранения бизнеса и рабочих мест.
В противном случае по решению суда назначается временная администрация. Старая организация ликвидируется, а акции новой выставляются на торги. Для нового владельца определяется срок в один год, когда он может продолжать предыдущую деятельность, а также накладывается обязательство сохранить как минимум две трети трудового коллектива.
В целом, национализация приватной собственности, формировавшейся с использованием финансов владельцев, может быть осуществлена при условии компенсации, рассчитанной с учетом рыночной стоимости и всех возможных издержек, которые владельцы могут понести в ходе перехода объекта в государственные руки.
Однако, если частное предприятие является ранее приватизированным активом, приобретенным за низкую стоимость, то подход к национализации меняется. Здесь существуют разные сценарии.
Если владелец намерен получить полную компенсацию за свое имущество, он должен в первую очередь уплатить государству компенсацию за активы, недооцененные в процессе приватизации, или за неисполненные условия приватизационного договора. После этого станет ясно, кто и кому должен: государство владельцу или, наоборот, владелец государству.